«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться»- детский психолог Л.А. Венгер. Именно с этих слов и начнем.
Зачастую бывают случаи, когда дети готовы к школе только в интеллектуальном плане, чего не скажешь о психологической готовности. Ребенок может уметь читать, писать, считать и даже знают таблицу умножения. Но психологически и эмоционально детям нередко еще рано посещать школу, так как они не мотивированы на получение знаний, им тяжело адаптироваться к новому коллективу, принимать свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. То есть дети зачастую бывают не готовы к школе с психологической точки зрения.
Но объяснить это родителям бывает непросто, ведь они утверждают: «Как? Мой ребёнок умненький! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (её) готовили к поступлению».
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребёнок психологически подготовлен к школе и это совсем не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками. Получается, получив определенное дошкольное образование, что они еще «не дозрели» до школы психологически.
Данная статья ответит на самые распространенные ответы многих родителей, а именно:
- Что должен знать и уметь ребёнок перед школой. Психологическая готовность ребёнка к школе
- Стоит ли заниматься с ребёнком перед школой? Практические советы родителям
- Как научить ребёнка самостоятельно адаптироваться к школьному окружению?
Что должен знать и уметь ребёнок перед школой. Психологическая готовность ребёнка к школе
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
Принято считать, что подготовка ребёнка к школе должна заключатся в формировании определённых умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставят перед ребёнком школа, в лице педагогов. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.
Основной критерий готовности к школе- способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:
-
Личностная готовность
Эта готовность в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка.
К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребёнка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).
-
Волевая готовность к обучению в школе
К школьному ребенку у него должны быть сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определённой деятельности.
О волевой готовности ребёнка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле.
В савокупности эмоциональная, волевая, мотивационная готовности к школе формируют внутреннюю позицию школьника. Ребёнок с отсутствием данной позиции отличается проявлением детской непосредственности: на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.
-
Интеллектуальная готовность
Количество знаний, объём «умственного инструментария» и его словарный запас определяют уровень интеллектуального развития дошкольника. Также важна высокая обучаемость – умение выделить учебное задание и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, а задача родителей — поощрять эти качества.
В целом, интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе предполагает наличие таких качеств как:
- Дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона),
- Концентрация внимания
- Аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец)
- Рациональный подход к действительности (ослабление фантазии)
- Логическое запоминание
- Интерес к знаниям
- Овладение на слух разговорной речью
- Способность к пониманию и использованию символов
- Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
- Социально-психологическая готовность ребёнка
Данный вид готовности так же является очень значимым. Она влечет за собой формирование и принятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьёзном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.
Если ребёнок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.
Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребёнка к тому, что его ждет в школе, и желательно доступным для него языком, вовлекать и открыто отвечать на интересующие ребёнка вопросы.
Итак, мы видим, что подготовка к школе — очень трудоёмкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребёнка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребёнка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.
Формирование психологической готовности к школе
К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше, чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребёнка, тем сильнее он становится. Поэтому нужно отвечать на многочисленные вопросы малышей, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.
Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребёнок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребёнок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребёнка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая и вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребёнку поверить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что у него не сразу получается. Постепенно у ребёнка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребёнку просто лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.
Для того чтобы ребёнок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребёнок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления. Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придёт со временем. Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры, более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребёнка самое важное — это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.
Темперамент
Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности, всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Так вот, больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителя. Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Разумеется, такое поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только сверстниками, но и самим учителем.
Девочки-холерики, наоборот, слишком активны, самостоятельны, бойки, вспыльчивы, беспокойны и непоседливы. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что совсем не радует окружающих. Да и высидеть в течение 40 минут на одном месте для такой девочки проблематично. Наиболее «удачным» с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети данного типа в меру активные и живые, они весьма общительны, позитивны, умеренно агрессивны и тревожны. Именно сангвиники доставляют учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо заметить, что, начиная приблизительно со средней школы, тип темперамента ребёнка перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок, и подчас «неудобный» холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.
Тревожность
Немалый интерес представляет и вклад в школьную успеваемость такой психологической составляющей, как личностная тревожность ребёнка. В частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на школьную успешность. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, всё хорошо в меру.
А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же значения выраженности данной психологической характеристики приводят к формированию боязни школы и школьной неуспешности. Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет, прежде всего, на мотивационный компонент учебной деятельности.
Так, оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьёз озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника — практически взрослого самостоятельного человека. Естественно, что подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребёнка с учебным материалом. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьёзную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит, в конечном итоге, к снижению школьной успешности.
Стоит ли заниматься с ребёнком перед школой?Практические советы родителям
Уважаемые родители, если вас волнует, нужно ли давать ребёнку некоторую интеллектуальную подготовку перед школьными занятиями, то однозначный ответ – да, такие занятия необходимы.
При этом современным родителям совершенно не нужно уподобляться гувернёрам прошлого, вполне достаточно заниматься с ребёнком 15-20 минут в день, причем удобнее облекать эти занятия в привлекательную «обёртку» весёлой игры.
Например, можно предложить малышу посчитать кубики, машины во дворе или птичек на дереве. С буквами ребёнка также нужно знакомить, начиная с 4-5 лет, таким образом, ваше чадо уже будет уметь читать, считать и даже писать, что будет выгодно выделять его среди сверстников в первом классе школы.
Как заниматься с ребёнком:
- Все уроки лучше проводить в игровой форме, можно для этого даже поискать специальные программы в интернете;
- Заниматься нужно не более получаса, в противном случае ваш малыш просто-напросто устанет;
- Не нужно превращать уроки в скучную обязаловку типа «каждый день с часа до двух», можно проводить занятия не каждый день, а время лучше выбирать в соответствии с тем, в какие часы ваш ребёнок лучше усваивает материал;
- Нужно чередовать занятия с подвижными играми, чтение – с рисованием, а музыку – с арифметикой;
- Практикуйте повторение уже усвоенных уроков;
- Лучше выбирать материал для обучения по школьной программе, впрочем, если вы обладаете обширными знаниями, можете привнести и что-то свое.
- Уроки математики лучше начинать со счёта, а затем уже переходить к геометрическим фигурам и так далее. Обучение чтению и письму следует начинать с печатных букв. А уроки творчества можно начать с обыкновенных раскрасок, переходя к лепке пластилином, аппликациям или рисованию красками.
Как научить ребёнка самостоятельно адаптироваться к школьному окружению?
Несмотря на то, что ваш ребёнок может быть очень способным и талантливым, тем не менее, в школе у него могут возникнуть проблемы. Одной из наиболее распространенных считается неспособность к правильной коммуникации со сверстниками.
Уважаемые мамы и папы, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не держался в классе особняком, а сразу же приобрел там друзей, нужно готовить малыша к тому, что в школе вас рядом не будет и многие проблемы ему придется решать самому. В частности, ему придется помогать одноклассникам или же просить их о помощи, правильно действовать и выражать свои мысли, не обижать других детей, но и не позволять, чтобы кто-то обидел его самого.
Для того, чтобы ребёнок был готов к школе в коммуникативном и эмоциональном смысле, мало просто учить его на словах, гораздо проще, чтобы он еще перед школой прошёл всё это на практике. Поэтому так важно организовать малышу посещение детского сада или каких-либо развивающих кружков – спортивных, музыкальных, танцевальных и т. д.
Там ваш ребёнок будет не только находиться вместе с другими детьми, но и усваивать важные навыки общения, которые очень пригодятся ему в школе. Также ваше чадо будет учиться там правильному поведению со взрослыми – воспитателями и учителями.
Ребёнок хорошо усвоит, что перед учителем не следует дерзить, шалить, капризничать и вести себя неподобающим образом. А со сверстниками не стоит враждовать и драться, а лучше установить доброжелательные и дружеские отношения. Таким образом, ваш отпрыск уже будет полностью готов к школьной жизни. Также посещение детского садика приучит ребёнка к некоторой самостоятельности.
Как психологически настроить ребёнка к посещению школы:
- Играйте с ним «в школу», пройдите все важные моменты – вызов к доске, объяснение урока, перемена и так далее;
- Читайте ему рассказы и повести о школьных годах;
- Научите ребёнка отстаивать свою правоту, показывать характер, если нужно.
- А главное, установите для дошкольника правильный режим дня, чтобы он вовремя вставал, ел и занимался своими делами. Этим вы окажете ребёнку неоценимую помощь, потому что школьный режим не покажется ему впоследствии очень утомительным и тяжелым.
Советы родителям мальчиков и девочек
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное — по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
- С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
- Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
Есть несколько специальных заданий, чтобы определить степень готовности ребёнка к школе в домашних условиях.
Задание 1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым. Данное задание позволит определить, справляется ли ребёнок с работой по образцу.
Задание 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребёнка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Задание 3. Перед ребёнком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребёнку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребёнка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
Задание 4. В игровой форме ребёнку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.
Смотрите также: Новая школьная коллекция Vicco
Источники
- https://psychologies.today/
- http://detstvo.ru/psychology/ps_got_skola/
- http://laetitia.ru/
- https://vse-pro-detstvo.ru/
- https://www.baby.ru/