О том, какие навыки необходимо привить ребенку для того, чтобы он умело работал с важной информацией и усваивал новые знания, послужит иллюстрированное пособие для детей и справочник для родителей «Как научить ребенка учиться» от Кэрол Вордерман, которая входит в число самых популярных британских авторов десятилетия, пишущих в жанре нон-фикшн. Вот только несколько приемов и наших собственных заключений, которые мы почерпнули из этой полезной книги:
-
Не следует затачивать детей под оценки
Перегружая их большим объемом информации подобно этой: «Ты должен учиться только на пятерки, а если не будешь, то…», мы упускаем главное – время и возможности для активного роста и развития нашего ребенка. Детям легко поверить нам взрослым, они начинают оценивать себя и друг друга по успеваемости в школе, готовы на самую бесполезную деятельность ради оценки и одобрения окружающих. Такая установка не дает мозгу правильной когнитивной нагрузки, и в итоге не сделает наших детей умнее. Как утверждает одна из ведущих специалистов-когнитивистов России профессор Т.В. Черниговская: «Если вы его надрессируете — он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача».
-
Не приветствуется делать домашние задания за детей
Учеба ценна не результатом, а непосредственно процессом. К примеру, рисуя вместо ребенка, мы лишаем работы его пространственный интеллект, воображение и мелкую моторику. Скачивая готовые сочинения и рефераты из интернета, препятствуем расширению словарного запаса, навыкам описания, становлению и совершенствованию самостоятельности мышления. В общем, занимаемся всем, кроме адаптации ребенка к учебному процессу. Наша задача помогать ребенку, но не учиться вместо него. Чтобы с каждым последующим разом ему было легче воспринимать все новое, разбираться в информации, нарабатывать скрипты, которые сделают обучение легким. А то, что нам дается легко, со временем становится интересным.
-
Возбраняется ругать и наказывать детей за плохие оценки или плохое поведение
Хорошая успеваемость ребенка в школе, как и безупречное поведение не является показателем умственных способностей и любви к учебе. Мы должны постараться понять причину неуспеваемости, или тревожного поведения. Ведь это может быть знаком постоянного понижения уверенности в себе из-за плохих отметок, и как следствие плохого самочувствия, боязни, волнения, отсутствия достаточного контакта с родителями, со сверстниками и учителями. Разумно и целесообразно, выразить свое огорчение происходящим в позитивном ключе и предложить решить проблему вместе. Говоря с детьми об их делах в школе, и вне ее, мы поддерживаем их интересы, их маленькие поиски себя в каких –либо начинаниях. Чтобы у них была своя маленькая жизнь. А отстающие предметы надлежит раскрыть по-новому, с неожиданной для них стороны, в игровой – познавательной форме, деткам постарше рассказать о великих личностях, которые добились успехов в той или иной области науки. Словом, донести до детского и открытого сознания мысль, как знания и их применение способны качественно улучшать нас и мир вокруг. Мы способны заинтересовать ребенка, воодушевлять, кто как не родитель должен вдохновлять детей на созидательные свершения в жизни.
-
И последняя заповедь, недопустимо отвлекаться на смартфоны
Игра это или беседа, ребенку важна наша вовлеченность в совместный процесс и просто необходима для эмоционального здоровья детей. FOMO (fear of missing out), переводится с английского как страх упустить что-то важное, спровоцированный привыканием к социальным сетям – это беда современных родителей и детей. Никто не призывает нас отнимать у детей смартфоны. Освоение новых технологий также упражняет и улучшает интеллект. Но, чтобы ребенок понимал, почему родителям приходиться иногда отвлечься, чтобы перезвонить или ответить на важное сообщение, правильным будет объяснить: для чего гаджеты нужны, как они могут облегчить нам быт, помогать в работе и в самообразовании.
Почему так важно указать детям на вред чрезмерного использования смартфонов? Самое главное то, что им будет действительно интересно изучить и узнать больше о вреде электромагнитных полей, основной мишенью которых является детский организм и его нервная система. Неплохо и нам помнить об этом, когда решаем отвлечь ребенка на часы, всучив ему планшет. Развивающие игры и мультики можно смотреть с пользой и на телевизоре. Важно приучать детей разумно пользоваться электронными устройствами уже сегодня.
«В 1938 году Harvard Grant Study – одно из наиболее обширных исследований, когда – либо проведенных с целью изучить причины счастья, отслеживало физическое и эмоциональное здоровье 250 студентов на протяжении разных этапов взросления: подростковые годы, молодость и зрелый возраст. И после 75 лет исследований было обнаружено, что счастливыми людей делает чувство родства и достижение целей.»
Дети ответят нам благодарностью однажды, когда смогут понять, что их любовь к учебе была привита именно нами.